Хеврон: пещера Патриархов


«...В Хевроне началась еврейская история...»
(Д. Бен Гурион, «Сестра Иерусалима»
предисловие к «Книге Хеврона»)

В Израиле с его богатым историческим прошлым непросто выделить какое-либо одно особенное место, но, думаю, это не относится к пещере Патриархов (др. Пещера праотцев, ивр. Меарат а-Махпела – «двойная пещера»), в Хевроне с историей почти в 4000 лет. Для еврейского народа это второе по святости и важности место после Храмовой горы в Иерусалиме. Три библейских патриарха Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ревекка и Лия упокоились здесь (вторая жена Иакова Рахиль похоронена возле Вифлеема). По еврейской традиции здесь также похоронены Адам и Ева. Поэтому и зовется город Хеврон «городом праотцев» и еврейская душа тянулась и тянется сюда независимо от исторических событий и политических катаклизмов. Каждый год пещеру Патриархов посещают около миллиона человек. Кстати, соседнее поселение, основанное в 1970 году, носит название Кирьят Арба, что в переводе с иврита означает "городок четырёх" - четыре пары наших предков, похороненные рядом, в пещере Патриархов.
Хеврон находится примерно в часе езды от Иерусалима в южном направлении. По Хевронским соглашениям от 1997 года он разделен на две части. Одна, около 80%, принадлежит Палестинской Администрации и в ней проживают арабы. Другая его часть, 20%, находится под контролем израильской армии, которая обеспечивает безопасность маленькому еврейскому поселению в Хевроне, проживающему на одной улице длиной в 1 километр. И в этой же части находится пещера Патриархов. Хеврон, упоминаемый в Торе также как Кирьят Арба, один из четырех священных городов для евреев и самый древний из них (три других города - Иерусалим, Тверия и Цфат). Он был также одним из шести библейских городов-убежищ, где могли укрываться люди, совершившие непредумышленное убийство. В Хевроне был помазан на царство Давид, одна из самых ярких библейских личностей.


По дороге в Хеврон – живописные холмы, радующие взор зеленые террасы, засаженные виноградниками и оливами, мирно пасущиеся овцы. Глядя на все это, сразу представляются двое лазутчиков Моисея, несущих на шесте огромную кисть хевронского винограда в знак доказательства плодородия и богатства этой земли.
Придя по велению Всевышнего сюда, в землю Ханаанскую, именно в Хевроне поселился родоначальник еврев, первый патриарх Авраам (Аврам), немного поскитавшись по этой земле и в Египте. Здесь он прожил наибольшее число лет, здесь ему являлся Всевышний и говорил с ним, подтверждая завет с ним, называя «отцом множества народов» и обещая ему и потомкам его «...всю землю Ханаанскую, во владение вечное...».
Одна беда была у Авраама - не было детей у него от законной жены его, Сарры. И здесь, в Хевроне, явился Аврааму Господь в образе трех странников и обещал, что через год «будет сын у Сарры». Так и было.
Когда умерла Сарра, купил Авраам у местного жителя хеттеянина Ефрона пещеру, чтобы похоронить в ней Сарру и поле, на которой стояла эта пещера. Это была первая недвижимость в Земле Обетованной. Дорого он заплатил за покупку - 400 шекелей серебра, но купить именно эту пещеру было очень важным для Авраама. В Торе не объясняется почему, но вот что нам говорят другие еврейские источники. Согласно книге «Зоар» (основной источник каббалы), здесь находится вход в рай и секрет этого места был обнаружен ещё Адамом, первым человеком. Он увидел свет, струящийся возле входа в рай. Там он высек пещеру и похоронил в ней Еву, а позже и сам был в ней погребен. Устная еврейская традиция, Мидраш и Талмуд, говорит о том, что Всевышний сам похоронил в ней Адама. Авраам, когда его посетили три странника, решил приготовить для них трапезу. Он выбрал «теленка нежного и хорошего». Но теленок побежал от него и забежал в пещеру. Догоняя теленка, Авраам вбежал в эту пещеру и остановился, пораженный увиденным: в гробницах покоились Адам и Ева, освящаемые чудесным светом и от их останков исходил благоуханный запах. Авраам ощутил и понял, что в этом месте физический мир соединяется с духовным (название "Хеврон" как раз и происходит от слова на иврите "соединение"). Эту пещеру и выбрал Авраам для погребения Сарры и себя.
Второй патриарх Исаак, единственный из сыновей Авраама наследник обетования, человек с богатым духовным миром, проживший свою жизнь смиренно, с верой в промысел божий, и его жена Реввека тоже удостоились быть похороненными здесь.
Третий патриарх, сын Исаака Яаков (второе имя - Израиль), отец двенадцати племен, из которых сформировалась нация, прожил жизнь полную драматических поворотов. Ему также являлся Всевышний, повторяя обетование: "...Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной...". Умер он в Египте, но сыновья, исполняя его волю "...отнесли ...его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам...".
Сегодня на месте пещеры мы видим древнее строение, которое по предположению исследователей, было возведено царем Иродом Великим, правившим в Иудее 2000 лет назад. Внешние стены этого строения достигают почти 12 метров в высоту. Массивные тесаные камни, их обработка, кладка очень напоминают Стену Плача в Иерусалиме. И в основном на это опираются ученые в своих выводах о том, кто и когда его построил. Знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские войны" упоминает о гробницах патриархов, что они сделаны искусно, из прекрасного мрамора, хотя не указывает их в списке строений Ирода. Это здание – самое большой во всем мире еврейское надгробие, которое полностью сохранилось на протяжении 2000 лет и выполняет свою первоначальную функцию!
Это здание двухуровневое: в нижней части (на фото это нижняя часть здания из гладких блоков) находится пещера, самое интригующее место. Там - настоящие захоронения, но зайти туда не представляется возможным. На следующем фото, составленном из двух частей, можно представить, как это выглядит.
Веками держались слухи, что тот, кто войдет в пещеру, не выйдет живым. Вход в пещеру, отверстие 28 см. в диаметре, находится в зале Исаака, принадлежащего мусульманам. Каждое утро мусульмане открывают его и опускают вниз горящую лампаду, как напоминание о чудесном свете, исходящем из рая. Народное сказание гласит, что однажды в это отверстие упала сабля одного султана. Все попытки достать ее заканчивались неудачей и только еврей Авраам Азулай сумел это сделать. Спустившись туда, он встретил патрирхов и ему было объявлено, что саблю он получит, но после этого он должен покинуть земной мир. Авраам Азулай согласился. Так он спас евреев Хеврона от расправы.
Раньше в нижнюю часть был обычный вход, который в 10 веке был перекрыт арабами. Потом в том месте была добавлена пристройка, называемая «могила Иосифа». Небольшое отступление - вот так мусульманская традиция определила другое место захоронения любимого сына третьего патриарха Иакова здесь, в Хевроне. А еврейская традиция? Согласно библейскому повествованию, Иосиф умер в Египте, его останки были перенесены в Землю Обетованную и захоронены в Шхеме (Наблус). Сегодня Шхем – арабский город на Палестинских территориях и могила Иосифа самая труднодоступная еврейская могила.
Еще в 12 веке крестоносцы, согласно заметкам еврейского путешественника Биньямина из Туделы, пропускали евреев в пещеру за плату: "...Если еврей заплатит сторожу измаильтянину, тот откроет для него железные ворота. Оттуда нужно спускаться со свечой в руке до третьей пещеры, где находятся шесть могил. С одной стороны могилы Авраама, Исаака и Якова, а напротив могилы Сарры, Ребекки и Леи". В 13 веке мамлюки, а именно султан Бейбарс, запретил спускаться кому-либо в пещеру, а евреям и христианам заходить также и в залы над ней. Правда, к евреям мамлюки отнеслись с большей милостью – им было позволено подниматься по внешним ступеням до седьмой ступеньки и возле нее молиться. Запрет действовал 700 лет, до победы Израиля в Шестидневной войне в 1967 году. Правда тогда, в 1967, ключ от пещеры Патриархов остался у мусульман, но посещать её и молиться было позволено всем. К слову сказать, что тогда возникло много организационных и галахических вопросов, например, а могут ли евреи молиться в залах, которые являются мечетями и должны ли они снимать обувь при входе, как это водится у мусльман. Муфтий Хеврона жаловался, что евреи, теперь тысячами приходящие в пещеру Патриархов, портят дорогие ковры. Поступило также предложение отделить молящихся евреев занавеской.
В 1969 году ступеньки были разрушены, но все равно и сегодня евреи продолжают молиться на этом месте.
После Шестидневной войны также появилась возможность проникнуть в пещеру. Министр обороны Моше Даян спустил на веревке через узкий вход (28 см.) 12-летнюю девочку по имени Михаль. Он писал в своей книге "Жить с Библией", что это была худенькая девочка, очень отважная, которая не побоялась потревожить своим вторжением души умерших. Вот как Михаль сама описывает это событие: "В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься по узкому отверстию в пещеру. Я согласилась, и она сказала, что речь идет о подземелье под пещерой Махпела... Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег.  Я оказалась в квадратной комнате. Против меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и ее ступеньки упирались в заделанную стенку... Вымерила шагами узкий коридор: он равнялся в длину 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только 15. Я поднималась и спускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой в 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: 6 на 5. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота - примерно одному метру. 
Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься...".
Это был первый шаг в исследовании израильтянами сокрытого от людских глаз пространства, но до самой пещеры тогда не добрались. В 1981 году группе местных жителей удалось проникнуть под здание и обследовать саму пещеру. Как пишет один из участников Ноам Арнон "...выяснилось, что под зданием есть 2 этажа: на верхнем этаже есть «комната свечей» и к ней ведет коридор. Сама пещера находится на нижнем этаже. Пещера эта двойная, состоит из двух полостей, соединенных между собой узким проходом. Способ захоронения соответствует периоду, описываемому в Торе. Обе эти полости сегодня заполнены почти доверху землей, которая покрывает древние могилы...». Вот, в общем-то, и все сведения на сегодняшний день по поводу того, как выглядит пещера и пространство в нижней части здания.
Верхняя часть здания – это молитвенные залы. Когда его строил Ирод, это было просто большой двор без крыши и разных внутренних перегородок. В центре 6 надгробий: посередине Авраам, справа от него Исаак, слева – Иаков и напротив их жены Сарра, Ревекка и Лия. Это не сами могилы, а только лишь кенотафы, символ захоронения патриархов. В разные периоды были построены между надгробиями перегородки, добавлены пристройки и так образовались комнаты и дополнительные помещения, поэтому никакой симметрии в расположении надгробий сегодня увидеть невозможно. Сверху надгробия покрыты покрывалами с надписями на арабском.

Символические гробницы (кенотафы): 
    Авраама


 Сарры

Иакова

Лии

Место захоронения патриархов, особенно Авраама, почиталось не только евреями, но также и христианами, и мусульманами и в их традиции называлось по имени патриарха Авраама. Арабы, считающие себя потомками старшего сына Авраама от служанки-египтянки Агарь Исмаила, называют пещеру "Святое место Друга Божьего" (так, Другом Божьим, они величают Авраама). Во времена византийского правления и Хеврон, и пещера Патриархов назывались одним именем - св. Авраам. Крестоносцы, надстроив вокруг пещеры мощные стены, называли ее "Крепость св. Авраама". Понятное дело, что как только менялся правитель, сразу менялось предназначение того или иного помещения – здесь, в пещере Патриархов, была синагога, византийская базилика, мечеть, церковь крестоносцев и снова мечеть. А как обстоит дело сегодня, когда пещеру Патриархов посещяют и арабы, и евреи? Разделение пещеры Патриархов на «еврейскую» и «мусульманскую» части произошло в 1994 году. Правительство Израиля передало мусульманам около 82% от общей площади и остальное, 18%, евреям. Так, мусульманам принадлежит "зал Исаака", он открыт для евреев только 10 дней в году во время еврейских праздников Песах и Суккот. Соответственно и мусульманам доступно в мусульманские праздники то, что принадлежит евреям и функционирует как синагога– "зал Авраама" и "зал Иакова". В 2010 году ЮНЕСКО приняла решение, согласно которому пещера Патриархов – мечеть. 


                                                            Зал Исаака

















3 комментария:

  1. как-то грустно от всего этого! до каких пор евреи будут уступать и терпеть ! никто сам ничего не отдаст . И так и будем плакать и подбирать крохи....

    ОтветитьУдалить
  2. ochen grustno,chto otdali etot gorod ....nado bi teper' bit' bolee reshitelnim i poselit' chast' evreev zdes' --- puskay xranyat istoriyu...

    ОтветитьУдалить
  3. spasibo --chudesnie fotografii

    ОтветитьУдалить